lang="ru-RU"> ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ - Русь Изначальная
Site icon Русь Изначальная

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ

  ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ (другое название — церковь) — специальное здание, посвященное Богу и предназначенное для публичного и частного богослужения.

  Храм в православном понимании — это «дом Господень», «земное небо», «дом молитвы»: вся жизнь христианина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) должна быть связана с храмом. В храме человек вступает в непосредственное общение с Богом, обращается к Нему с молитвой. Храмы строились по поводу важнейших церковных или исторических событий на средства царей, князей, церковных деятелей, купцов, простых мирян.

  Главный храм епархии, города, ceлa, монастыря называется собором, в нем служит местный архиерей, т.е. старший священник.

  В большинстве случаев в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу Христу. Часто храм строится в виде продолговатого корабля, что связано с представлением о Церкви, которая, подобно кораблю, ведет христиан по морю жизни.

  Центральная горизонтальная ось храма располагается в направлении восток-запад. Вход (или главный вход) в храм находится в его западной части. Восточный фасад храма, как правило, имеет один или несколько выступов, чаще всего полукруглых (апсиды).

  Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим собою небо. На главе перпендикулярно оси храма ставится крест. Часто на храме возводят не одну, а несколько глав. Две главы символизируют два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав — девятьь чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда храмы строятся и с большим числом глав.

  Внутреннее пространство (интерьер) храма формируется стенами, столпами и особыми преградами; оно делится на притвор, среднюю часть и алтарь. Притвор находится в западной части храма и обычно отделяется от средней части глухой стеной; в притвор могли входить не только православные верующие, но и язычники, иноверцы, еретики, чтобы услышать Слово Божие. Со временем притвор утратил свое первоначальное значение.

  Средяя часть храма является прообразом видимого неба. Она делится столпами на несколько нефов (кораблей).

  Храм, символизирующий единение земли и неба, представляет собой образ мироздания, созданного Богом. Храм воспринимался и понимался как символ упорядоченного, гармонизированного мироздания, космоса.

  Главная часть храма — алтарь, который символизирует Царствие Небесное. Алтарь находится в восточной части храма, он ориентирован на ту сторону света, где восходит солнце. По вере христиан, Иисус Христос есть «восток», от Него воссиял вечный Божественный Свет. Алтарь устраивается на возвышении. В алтаре священнослужители совершают богослужение, мирянам вход в алтарь запрещен. В центре алтаря находится самое святое место в храме — престол, на котором совершается таинство святого причащения. Престол — это особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя покрывалами («одеждами») нижним (белым, из полотна) и верхним (из дорогой материи, чаще всего из парчи). По вере христиан, на престоле присутствует Сам Господь как царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могуг только священники.

  На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминс (греч. — вместопрестолие) — это освященный архиереем льняной или шелковый плат с изображениями положения Иисуса Христа во гроб и четырех евангелистов. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого.

  За престолом стоят семисвечник и запрестольный крест. Далее, у самой восточной стены расположено горнее место. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит еще один небольшой стол — жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства причащения. На жертвеннике стоят священные сосуды и другие предметы для совершения богослужения.

  Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой — иконостасом, уставленным иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, называются Царскими вратами. Через них разрешается проходить только священникам. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого Господа Иисуса Христа.

  Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма в киотах, т.е. больших рамах. Иконы размещаются и на аналоях — высоких узких столиках, с наклонной поверхностью.

  Возвышение, на котором стоят алтарь и иконостас, называется солеею (греч. — возвышение). Солея выступает в среднюю часть храма. Середина солеи, напротив Царских врат, называется амвоном (греч. ambon — край горы). На амвоне диакон читает Евангелие, здесь же верующим преподается Святое причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви, иконы на материи или металле в виде знамен на длинных древках.

  В храме имеется канунник — низенький столик с распятием и подставкой для свеч. Перед канунником служат панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

  Перед иконами и аналоями стоят подсвечники. Посреди храма, вверху под потолком, висит паникадило — большой подсвечник со множеством свечей.

  Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память того или иного священного события или святого. Например, Троицкий храм, Успенский собор, Никольский, Преображенский, Михаило-Архангельский храмы и т.д.

  В храме могут устраиваться несколько алтарей, каждый из которых освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами. Например, придел св. Климента в храме Богородицы в Киеве.

  Над входом в храм или рядом с храмом строится колокольня или звонница. Колокольный звон созывает верующих для молитвы и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола по поводу праздника — «трезвон». Звон по поводу печального события называется «перезвоном».

  На Руси храмы являлись центрами не только церковной, но и общественной жизни. Храмы, особенно соборные, часто выполняли светские функции: с амвона оглашались указы государей, объявлялось о важнейших внешне- и внутриполитических событиях. Храм, будучи зачастую единственным каменным строением в городе, служил местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. На хранение в храм отдавали свои сбережения и частные лица. В храме велись записи о крещении, венчании, смерти и других важнейших событиях в жизни прихожан. Иногда при храмах создавались школы, велось летописание.

автор статьи С. Перевезенцев

 

  

Exit mobile version