lang="ru-RU"> СВЯТОСТЬ - Русь Изначальная
Site icon Русь Изначальная

СВЯТОСТЬ

СВЯТОСТЬ

  СВЯТОСТЬ — христианское религиозно-философское понятие, обозначающее явление в людях и предметах земной жизни Святого Духа; важнейшая составляющая русского религиозного православного сознания.

  Святые — это канонизированные, т.е. официально причисленные к лику святых, инокиподвижники, посвятившие свою жизнь служению Богу; мученики, пострадавшие за веру; святители, стоявшие у кормила Русской православной церкви; светские правители, своими деяниями во имя веры заслужившие церковного почитания. Святым может быть любой истинный христианин, независимо от своего социального положения, — и князь, и монах, и даже ребенок. В XI-XVII вв. канонизированы четыре ребенка: Артемий Веркольский, Василий Мангазейский, Димитрий Угличский (царевич Дмитрий), Гавриил Заблудовский.

  Православная церковь утверждает, что сам по себе акт канонизации ничего не меняет в судьбе святого, ибо Божий суд над ним уже свершен. Гораздо более важна канонизация для живых: через обращение к святому, через уподобление, хотя бы отчасти, ему и происходит осознание человеком смысла своего земного бытия. Поэтому молитва, обращенная к святому, предполагала небесное покровительство этого святого его духовным детям. «Небесный человек и духовный ангел» — так в Древней Руси называли святых.

  Святые по церковной традиции разделяются на разные чины (разряды). Пророки — святые, жившие до пришествия на землю Иисуса Христа и предсказавшие Его пришествие. Апостолы — ближайшие ученики Иисуса Христа (сначала их было 12, потом — еще 70); первоверховными называют апостолов Петра и Павла, евангелистами — авторов четырех Евангелий, апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна Богослова; равноапостольными считают тех святых, кто подобно апостолам распространяли христианскую веру (благоверный равноапостольный князь Владимир). Мученики — христиане, которые претерпели за веру мучения и даже смерть. Великомученики — святые, умершие после особенно тяжелых (великих) мучений. Святители — епископы и архиереи, угодившие Богу праведной жизнью (например, святитель Алексей, митрополит Московский). Священномученики — святители, претерпевшие мучения за веру. Преподобные — монахи, которые удалились от мирской жизни, пребывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Преподобномученики — преподобные, которые претерпели мучения за веру. Праведники — мирские люди, которые, имея семью, вели праведную жизнь.

  Неотъемлемой частью христианского сознания стало и почитание святых икон. Смысл иконы как духовного феномена заключался в том, что она несла образ Господа или святого. А само понятие образа является одним из ключевых понятий православного миросозерцания. Кроме того, икона — это и вероучительный текст, призванный помочь постижению христианской истины.

  Укрепление и распространение христианского вероучения в Древней Руси предполагало и установление культа святых — как общехристианских, так и собственно русских. В кон. X-XI вв. из общехристианских святых, которые стали считаться заступниками перед Господом за Русскую землю, особенно чтили Пречистую Божию Матерь, Климента — папу римского, Георгия Победоносца, Николая Мирликийского. В сер. XI в. были канонизированы первые русские святые — князья-братья Борис и Глеб. Утверждение культа Бориса и Глеба как заступников за Русскую землю означало, что Русь уже не мыслила свое дальнейшее развитие вне христианского вероучения.

  Позднее святыми были признаны киевский князь Владимир, княгиня Ольга, монахи — основатели Киево- Печерского монастыря Антоний и Феодосий Псчерские.

  В кон. XI в. появляются первые жития русских святых. Чтение житий святых было непременной обязанностью каждого древнерусского человека. Жития святых давали человеку прочные нравственные ориентиры в окружающем его реальном мире, учили его различать истинность и ложность, добро и зло, праведность и грех.

  С самого начала почитаемые на Руси святые становились символами ее политической и духовной самостоятельности. Например, в отличие от Византии возникла традиция канонизации мирских правителей. В XIII-XIV вв. святыми были признаны мученики, погибшие за веру в годы монголо-татарского ига, князья-спасители, способные силой защитить Русь (например, великий князь Александр Невский).

  Кон. XIV — нач. XV вв. стали расцветом древнерусской иконописи. Именно в этот период своими трудами прославились величайшие иконописцы Древней Руси Даниил Черный, Феофан Грек и Андрей Рублев. Созданная Андреем Рублевым икона «Святая Троица» на многие века осталась образцом русского иконописного искусства, сочетающего в себе высочайшее художественное мастерство и глубину религиозно-философской мысли.

  В XV-XVI вв., не дожидаясь, когда тот или иной святой будет признан официальной церковью, зачастую устанавливались различные местночтимые культы святых.

  В то же время в XVI в. шел интенсивный процесс общецерковной канонизации русских святых. Только в 1547-1549 гг. Русская православная церковь официально установила праздники в честь более чем сорока святых. В составленных в сер. XVI в. Великих Четьих Минеях собраны уже существующие или заново написаны жития многих русских святых. В русло общерусской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в Смоленске, Муроме и других городах (Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и др.). Таким образом местночтимые святые как бы «подтягивались» к достижению общегосударственных целей.

  В сер. XVI в. возникает и идеал Святой Руси, появляются отождествления Москвы и Руси с «Новым Иерусалимом».

  Определенное угасание темы святости начинается со 2-й пол. XVII в. В этот период все большее влияние приобретает светская культура. Кроме того, после церковной реформы 1656-1667 гг. Русская церковь стала ориентироваться на догматику гpеческой церкви. Принятие новой церковной обрядности ставило иногда под вопрос правильность самого факта канонизации того или иного святого. Поэтому «грекофилы», стоявшие у кормила Русской церкви не могли самостоятельно, как раньше, решать вопросы с канонизацией русских святых. А может быть, и не считали это необходимым. Святая Русь сменялась светской Россией.

автор статьи С. Перевезенцев

 

  

Exit mobile version