Рыболовство занимает важное место в традиционном хозяйстве большинства народов Севера. Специализированной отраслью оно стало еще в неолите (в пятом — третьем тысячелетии до н.э.). В бассейнах Амура и Оби, Камчатско-Охотском регионе и на о-ве Сахалин рыболовство в значительной степени определяло материальную культуру коренных жителей. Рыба была основной пищей и кормом для упряжных собак, из рыбьей кожи шили одежду и обувь. Народы, занимавшиеся рыболовством, вели оседлый или полуоседлый образ жизни, совершая переселения на места летнего промысла. Рыбу, добываемую во время сезонного лова (особенно проходную), заготавливали на зиму в виде юколы, отходы шли на корм собакам.
Рыболовные орудия — костяные крючки, наконечники гарпунов — известны на Севере с палеолита (20—25 тыс. лет назад). Они подразделяются на простейшие (остроги, сачки, силки и т.п.), крючковые, сетные и запорные.
Было распространено лучение — ночной лов рыбы с помощью факела и остроги. На нос лодки, плывущей в темноте вниз по течению реки, прикрепляли горящий пучок бересты или лучин. Свет привлекал рыбу, и ее били острогой. Таким же образом добывали рыбу и зимой в проруби, куда она подходила подышать.
Эвенки, нанайцы, ульчи, нивхи и др. с лодки или берега ловили мариком — крюком, привязанным или вложенным в специальный желобок на длинном (до 6 м) шесте. От пяты крюка шел ремень, также привязанный к древку. Попав в рыбу, крюк выскакивал из древка и повисал вместе с добычей на ремне. У эвенков известен марик с неподвижным крюком.
Самостоятельную роль играли и сачки: чукчи с их помощью с байдар добывали навагу, нивхи, негидальцы и ульчи — корюшку.
Чукчи, шорцы пользовались силками. Лесные ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки били рыбу из лука. Ханты имели специальные стрелы для щук с вильчатыми костяными, а позже — железными наконечниками.
Крючковая снасть — удочка — состоит из одного или нескольких крючков, привязанных к леске, присоединенной к длинному шесту-удилищу. Нганасаны, долганы для крупной рыбы в качестве крючка использовали заостренную с концов костяную спицу с отверстием посередине. Ниже крючка к леске привязывали грузило, выше — поплавок. Его можно было перемещать по леске и таким образом регулировать глубину лова.
К крючковым снастям относятся самоловные орудия — переметы и самоловы, заимствованные у русских: несколько десятков крючков привязывали на «поводках» к длинной веревке-«хребтине», протянутой по воде или под водой. Иногда «хребтина» удерживалась грузилами на дне, а крючки висели в воде благодаря поплавкам. Саамы укрепляли леску с крючком к шесту, вбитому в дно реки или озера (алувн). Обычно рядом ставили несколько таких шестов. Ими пользовались и при подледном лове. Народы Амура крупную рыбу добывали крючковыми ловушками: большой крючок вбивали основанием в брусок длиной до 0,5 м; иногда с магической целью бруску придавали форму рыбы. Основание крючка могло иметь на конце петлю, в которую вставляли поплавок. Крюк с поплавком привязывали к якорю из жердей с камнем-грузилом.
По принципу действия сетные орудия делятся на объячеивающие (сети) и отцеживающие (невода). В качестве приманки насаживали целую рыбу — кету или горбушу.
По способу лова сети делятся на ставные и плавные, по форме — на четырехугольные и мешкообразные. На верх четырехугольной сети плотно насаживали веревку-подбор с поплавками, на низ — с грузилами. Мешкообразные сети (мережи) могли быть посажены на обручи.
Ставные сети использовали в открытой воде и подо льдом — с помощью длинного шеста. Амурские народы для подледного лова применяли мешкообразную сеть (анга), которую устанавливали специальным орудием в виде длинного крюка. От сети отходил контрольный шнур к гибкому прутику, воткнутому в снег, по колебанию которого рыбак узнавал о пойманной рыбе и выбирал ее из сети. Разновидность сети анга — хэру, длиной около 6 м, нанайцы и ульчи применяли для ловли касаток.
Мешкообразная сеть коряков (койнынген), или черепашка, имела рукоятку, прикрепленную к ее устью. Стоя по колено в воде, рыбак держал сеть за рукоятку и, пуская по течению, вычерпывал рыбу. Мешкообразные сети более сложной конструкции образовывали особый класс сетных рыболовных ловушек (калдан, сырп, важан — у хантов).
Отцеживающие сетные орудия или невода были заимствованы у русских. У них же покупали неводное полотно, или дель, из толстых нитей. Размер ячей около 1—1,5 см. Невод состоял из центрального, большого мешка (мотни), сшитого из мелкой дели, и крыльев из дели с несколько более крупными ячеями. К верхнему краю невода пришивали поплавки, к нижнему — грузила. Обычно одно крыло — «речное» — рыбаки держали в лодке, другое — «береговое» — на берегу. Рыбаки постепенно сходились, загоняя в мотню попавшую в невод рыбу.
Ханты, манси, лесные ненцы, селькупы, все народы Дальнего Востока широко применяли заездок, или запор, — сооружение в виде изгороди или плетня из тальника с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки (морды, верши, гимги) или мешкообразные сети. Запоры устанавливали на небольших реках (их русла перегораживали целиком), а также на озерах, в заливах. На широких реках перегораживали часть русла. Заездки имели Г-образную форму. Для Амура характерны были зимние заездки на небольших протоках, их мешкообразные сети проверяли раз в несколько дней. У края зимнего заездка нередко рыбачили с удочками-махалками.
статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"